Индия: история ковра

Опубликовано Юрий Лукьянчик 13.02.2018 0 Комментариев Классический стиль,

История ковров в Индии ведет свое начало с завоеваний

В XVI веке Индия, Пакистан, Бангладеш и Юго-Восточный Афганистан завоевываются тимуридами, образовавшими новое государство, которое получило название Империя Великих Моголов. Главой данной династии становится шах Бабур, но начало ковроткачеству положил его сын Хумаюн. В некоторых источниках приводится информация, что в 1544 году Хумаюну пришлось сбежать из Индии, так как страна находилась в волнениях, и он подвергался серьезной опасности. Хумаюн сбегает в Персию, где встречается с шахом Тахмапсом. В течение нескольких лет он проживает в роскошном персидском дворце, и по истечению времени возвращается в Индию с долей разочарования. Отсутствие роскошных тканей и великолепных ковров во дворце не устраивает Хумаюна. По этой причине он обращается к персидскому шаху, чтобы тот отправил в столицу Империи мастеров ковроткачества. Таким образом, в Индии впервые появляются мастерские в Агре, Дели и Лахоре.

В тот период у руководства Персией находилась династия Сефевидов, благодаря которым свое распространение получили орнаменты, которые поражали своим разнообразием, многочисленностью цвета и великолепностью материалов. Индия перенимает персидские традиции, поэтому ковры XVII века отличаются детальными флористическими узорами, высокой плотностью (до 40 000 узлов на квадратный дециметр) и большой палитрой цвета. Производство ковров осуществлялось из кашмирской шерсти высокого качества, дорогого шелка, в который добавлялись золотые и серебряные нити. На аукционах индийские ковры данного периода не уступают персидским, ведь они сотканы классическим персидским узлом.

На классических индийских коврах повторяются персидские орнаменты.

В течение трех веков индийские мастера совершенствовали свое искусство. Переломный момент наступает с закатом династии Моголов. Империя разрушается сначала под натиском афганцев и иранцев, а в 1858 году её территория полностью переходит под влияние Англии. С тех пор производство ковров ставится «на поток», на них воспроизводятся орнаменты прошлых эпох, они делаются на скорую руку и часто из дешевых материалов.

После обретения Индией самостоятельности в середине ХХ века искусство ковроткачества вновь претерпевает изменения. Сегодня в Индии производятся изделия разных стилей: можно встретить повторения сефевидских орнаментов, ковров в стиле Зиглер, современные модели. Традиция производства ковров с помощью ручного ткачества не забыта, поэтому индийские изделия отличаются качеством. В сравнении с изделиями прошлых лет современные ковры имеют больше своеобразия и оригинальности, яркости, отражающей самобытность и праздничность культуры Индии. Иногда ковры производятся из шелка, который служит для изготовления сари. Данный вид шелка отличается своим цветным великолепием. Шелковые индийские ковры имеют интересную петлевую фактуру ворса и искрящуюся гамму цветов.

Шелковые индийские ковры отличаются яркостью и самобытностью

Отдельно производятся индийские ковры для сдержанных европейцев. При этом орнаменты интерпретируются в соответствии с дизайнерскими тенденциями, а палитра выбирается более спокойная, преобладают пастельные тона. Можно часто встретить ковры с орнаментом «дамаск», которые  являются сочетанием практичности и ненавязчивой красоты.

Оставьте комментарий