В корзине пусто!
Ручные иранские ковры – это не просто предмет декора. Это целая вселенная, наполненная скрытыми знаками и посланиями. Здесь все имеет значение: выбранная гамма, расположение элементов, хитросплетения растительных орнаментов. Такие полотна на протяжении сотен лет не утрачивают актуальности – даже в 21 веке такое покрытие символизирует утонченный вкус, достаток, особое мировоззрение.
Ковроткачество в Иране (Персии – именно поэтому можно говорить о персидских коврах) возникло тысячи лет назад. Создателями шедевров были кочевники. Полотно для них представляло собой нечто большее, чем просто средство украшения жилища и защиты от холода. Для ткачей оно – холст, который вобрал в себя творческие порывы народа.
Так как кочевники все время перемещались, то уделять много времени орнаменту просто не было возможности – отсюда простые, запоминающиеся рисунки, отражавшие реалии окружающего их мира. На покрытиях можно найти изображения холмов, ручьев, солнца, домашних животных. Оттенки тоже «брались» буквально из природы: красители получали из стеблей растений, цветков. Отсюда – естественная гамма: песочный, желтый, зеленый, красный, кирпичный, шоколадный.
До сих пор в Ширазе, Сирджане, Кермане создают ковры именно так – как и много лет назад.
Период правление Сефевидов ознаменовался развитием культуры и искусства – в том числе, ковроткачества.
Совершенствование исламского учения отразилось и в полотнах: рисунки стали сложными, символичными, максимально наполненными смыслом. В это время сформировался образ персидского ковра, который хорошо знаком нам – людям 21 века.
Это полотно в виде прямоугольника (символ порядка, стабильности). В центре – крупный медальон, олицетворяющий вселенную. По краям – ажурный бордюр. Орнамент – замысловатый растительный. На каждом покрытии нарисованы пальметты – гранаты или лотосы, искусно завуалированные линиями. Пальметты располагаются таким образом, будто Вы смотрите на цветок сразу и сбоку, и спереди. Это усиливает впечатление фантастичности, шедевральности полотен.
В палитру покрытий были введены оттенки истинного богатства – серебристые, золотистые, жемчужные, коралловые, шафрановые.
Основной материал – шерсть овец (с шеи и живота). Любят ткачи и шелк.
Ковры из провинции Исфахан покоряют сложным, продуманным рисунком и сдержанной гаммой: доминируют холодные тона – голубой, светло-серый, синий, молочный.
Покрытия из Тебриза воплощают гармонию восточной и европейской культуры – не удивительно, ведь мастера часто были во Франции, где перенимали опыт. Поэтому в коврах можно проследить не только величественные орнаменты, но и черты эпохи рококо – торжественность, монументальность, величие.
В Куме уже несколько столетий создают уникальные шелковые модели, которые привлекают буйством красок. Оттенков на них – тысячи, однако покрытие целиком воспринимается необычайно гармонично.
Ковры провинции Наин органично сочетают классические замысловатые орнаменты с отсылкой к итальянской майолике. Доминирующая гамма – бежево-голубая.