В корзине пусто!
Первые сведения о колоритных туркменских коврах относят к 5 веку до нашей эры, однако изображения изделий были обнаружены на древней керамике, которая датируется 4 веком до нашей эры. Главное отличие покрытий – особый узор, который в Туркменистане является национальным достоянием.
Халы – так называют классические ковры, которые используются для утепления стен и пола, а также для декора дома.
Гапыкилим (энси) – покрытия среднего размера, которые выполняют в юрте функции входной двери. Полотна украшают знаками и символами, которые призваны уберечь жильцов от сглаза.
Намазлык – небольшой коврик, который носят с собой и расстилают при чтении молитвы.
Голан (полам, акйуп) – длинные ковры-ленты, которые применяются для декора дома. Их длина превышает 15 метров!
Торба – это сумка «из ковра». В нее складывают предметы обихода.
Хорзуун – «ковровые» сумки, в которых всадники хранят нужные в пути вещи.
Мапрач чувал – «ковровые» мешки для одежды.
Осмалдык, халык – коврики для верблюжьих вьюков.
Туркменские ковры привлекают яркими и насыщенными оттенками: в качестве основного цвета используется красный различных тонов – от кораллового и алого до терпкого вишневого.
Красные оттенки мастера гармонично разбавляют белым и черным цветом. В йомутских коврах применяется также и синий оттенок.
До конца 19 века для окраски полотен ткачи использовали натуральные вещества растительного происхождения. Чуть позже они начали применять доступные анилиновые краски.
Основа туркменского полотна – геометрия. Причем у каждого племени есть свой особый узор.
Как правило, мастера изготавливают изделия внушительных размеров, причем в них нет четко выделенной каймы и основной части.
Центральное место занимают ромбы и восьмиугольники, а пространство в них заполняется небольшими узорами. В конце 19 века появляются орнаменты в виде изображений животных и растений, которые сильно геометризированы – состоят из строгих линий и фигур правильной формы.
Туркменские полотна представлены тремя видами:
Ворсовые модели (читме) – это варианты с коротким ворсом. Узлы в таких коврах необычайно плотные;
Безворсовые изделия (какма) довольно редки. Такие полотна создавали представители племени йомудов. В безворсовой версии выполняются большие паласы и мешки для одежды;
Ворс и безворсовая основа – таким способом производят ковры-дорожки. При помощи ворса создается только рисунок.
Ворсовые полотна ранее изготавливались на простых станках, где нити основы и утка располагались горизонтально. Так как работа шла медленно, на изготовление 5 метров полотна уходило до нескольких месяцев. Причем нити для ковра заготавливались не сразу, а по мере стрижки овец. Ковры ткали преимущественно в летнее время.
Для изготовления таких ковров ткачи использовали циновки из камыша и в них вплетали скрученную шерсть овец. Затем полотно собирали в рулон, связывали веревками и катали по земле.
Туркменские ткачи плели циновки из камышей. Эти прочные и износостойкие изделия широко использовались в юрте: ими покрывали пол, их применяли как подстилки.